Главный конструктор ОКБ КВЗ: «В работе по модификации вертолета «Ансат» задействованы все специалисты нашего бюро»

Опубликовано: 27 ноября 2017, 14:26
Авиастроение – вершина инженерной мысли человека. Многих лет требует не только разработка воздушного судна – даже создание новой модификации может занимать у разработчиков не один год. О том, как в настоящее время усовершенствуется вертолет «Ансат», рассказывает главный конструктор ОКБ Казанского вертолетного завода Антон Бушуев.
 

 
 
— Антон Александрович, сколько модификаций включает в себя сегодня модельный ряд вертолета «Ансат»?
 
— Модификаций немало. Это такие варианты исполнения, как транспортный, пассажирский, санитарный, универсальный, учебно-тренировочный, салон VIP. «Ансат» разрабатывался как многофункциональный вертолет – чтобы один и тот же борт мог решать несколько задач. Кроме того, ведутся работы по созданию полицейского варианта вертолета. Он часто демонстрируется на отраслевых выставках. Сейчас завод ведет переговоры о поставках вертолета Министерству внутренних дел РФ.
 
— Над какой модификацией вы работаете сегодня, помимо полицейского вертолета?
 
— Сейчас мы активно наращиваем функционал машины. Не так давно в цехе окончательной сборки были представлены спецкорзины для перевозки грузов снаружи вертолета. В ближайшее время планируем укомплектовать «Ансат» лебедкой, что позволит использовать его в качестве аварийно-спасательного борта в том случае, если нет возможности посадить машину на землю. В следующем году планируется к установке внешняя подвеска для перевозки грузов весом до 1,5 тонн. Сейчас, к примеру, для того, чтобы на православный храм установить крест, задействуется вертолет Ми-8. Это, мягко скажем, не очень целесообразно с чисто экономической точки зрения из-за большого расхода топлива. А «Ансат», укомплектованный внешней подвеской, подходит для подобных целей оптимально.
 

 
— Весь этот «обвес» — корзина, лебедка, внешняя подвеска – это тоже собственные разработки КВЗ?
 
— Надо понимать, что одно КБ не может разработать абсолютно все устройства и агрегаты для вертолета. Все мировое вертолетостроение построено на широкой кооперации. Казанский вертолетный завод тоже работает и как разработчик, и как интегратор различных решений. Та же лебедка, которой мы планируем оснащать вертолет – это изделие импортного производства, потому что нашим требованиям в этой части удовлетворяют всего несколько производителей подобной продукции в мире. 
 

 
— Если говорить о базовой версии вертолета, какова глубина локализации производства «Ансата»?
 
— Если говорить о российской локализации, то это порядка 80%, тогда как во всем мире локализация внутри одной страны составляет, как правило, не более 50%. Что касается локализации заводской, то на КВЗ производятся детали планера (фюзеляж, оперение, капоты, шасси), системы управления, несущая система, в том числе, лопасти – то есть все силовые и ответственные системы и агрегаты.
 
 
 
— Создавая «Ансат», вы работали, ориентируясь, в том числе, на зарубежные рынки. Каковы сегодня основные тенденции в мировом вертолетостроении в таком классе машин, как «Ансат»?
 
— «Ансат» относится к классу двухдвигательных вертолетов, которые могут летать по категории А. Иными словами, при отказе одного из двух двигателей такая машина может продолжить полет и совершить безопасную посадку. Первое, на что обращают внимание потенциальные покупатели таких машин – это стоимость летного часа: все эксплуатанты хотят, чтобы она была минимальной. Это значит, что деталей, которые необходимо было бы менять в процессе эксплуатации, должно быть как можно меньше, то есть каждый агрегат должен обладать максимально возможным ресурсом работы.
 
Это достигается за счет применения в производстве современных композиционных материалов и проведением большого количества испытаний, в ходе которых и «доказывается» максимальный ресурс систем. Так, в производстве планера вертолета мы используем высокопрочные углепластики. Что касается характеристик самого вертолета, то это максимальный функционал, наличие дополнительных опций, а также максимальная продолжительность полета при минимальном расходе топлива. 
 

 
— Тогда приведите пример, как за последние годы увеличился ресурс тех или иных систем?
 
— Могу сказать, что он существенно вырос. К примеру, ресурс лопастей на «Ансате» — три тысячи летных часов, что очень немало. Это, конечно, не значит, что по истечении этого времени лопасти можно списывать. Это  значит, что именно этот ресурс мы доказали в ходе испытаний. Испытания, которые гарантировали бы большую цифру, пока не завершены. Если же говорить о мировых тенденциях, то у некоторых наших конкурентов ресурс лопастей составляет 10 тысяч летных часов. 
 
— Антон Александрович, сколько человек занято в конструкторской службе КВЗ?
 
— Порядка 160-ти специалистов. Специалисты КБ привлекаются и на опытно- конструкторские работы по линии производства Ми-8 и Ми-38, хотя головной проектант этих машин – Московский вертолетный завод имени Миля. Но поскольку мы в рамках госзаказа производим определенные модификации этих моделей, необходимые доработки ведем своими силами.
 

 
— А сколько из этих 160-ти специалистов работают только на «Ансат»?
 
— Поскольку по линии модернизации вертолета у нас заложены большие планы, разработкой «Ансата» и его новых модификаций, а также вводом их в эксплуатацию, заняты почти все. 
 
— Каков входящий «фильтр» для потенциальных сотрудников вашего КБ?
 
— Здесь речь не о фильтре – к сожалению, мы зачастую не можем найти специалистов необходимого уровня. Поэтому мы сами стараемся взращивать кадры, готовить будущих сотрудников еще со студенческой скамьи. Я сам больше десяти лет назад пришел на завод, еще будучи студентом КАИ. Да и сейчас у нас на полставки трудятся студенты КНИТУ-КАИ. Кроме того, мы сотрудничаем с ведущими авиастроительными вузами страны. К примеру, наши молодые специалисты часто проходят стажировки в Московском авиационном институте.

Новости этой же рубрики



Комментарии
Оставьте отзыв (0)


    Контакты

    • Телефон: 210-05-02
    • Адрес: Казань, Ул. Островского, 4
    Нажимая на кнопку Отправить, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных