Генеральный директор КВЗ Вадим Лигай: «Россия не может без вертолетов»

Опубликовано: 13 декабря 2017, 10:23
Генеральный директор КВЗ Вадим Лигай: «Россия не может без вертолетов»
 
Работать над созданием АНСАТа Казанский вертолетный завод начал в 1994 году. В период перестройки, после ликвидации плановой системы экономики, заводу пришлось самостоятельно выходить на мировой коммерческий рынок.
 
После маркетингового анализа завод принял решение расширять производственную линейку. Стало понятно, что выпуск только одного вида вертолета Ми-8/17 бесперспективен для завода. По запросам предприятия стоимость разработки конструкторской документации для вертолета в существующих на тот момент конструкторских бюро стоила очень больших денег. Тогда было принято решение создать собственное КБ на предприятии, которое инициировало программу разработки вертолета АНСАТ.
 

 
В своем интервью порталу bestoftatarstan.ru генеральный директор ПАО «Казанский вертолетный завод» Вадим Лигай рассказывает о том, как создавалась новая машина.
 
«В 90-е завод государству оказался не нужен»
 
— Вадим Александрович, было ли решение о разработке нового вертолета принято предприятием самостоятельно, или это была «рекомендация» руководства республики?
 
— Это было абсолютно самостоятельное решение, которое мы внедряли за собственные средства. Но на административном и стратегическом уровне республика со своей стороны всегда оказывала всестороннюю поддержку нашим инициативам и начинаниям. В проекте по АНСАТу с нами сотрудничали порядка 30 проектных организаций.
 
— Для каких целей изначально предназначался АНСАТ? Какова, если можно так выразиться, «философия» машины?
 
— На основе проведенных в 1993 г. маркетинговых исследований мы пришли к выводу, что есть необходимость в создании многоцелевого вертолёта среднего класса между Ми-2 и Ми-8 с целевой (коммерческой) нагрузкой до 1,5 т.
 
При создании вертолета АНСАТ была принята концепция эксплуатационной технологичности, минимальной стоимости серийного производства с учетом различных потребностей эксплуатанта. С поставленной задачей наше опытно- конструкторское бюро справилось успешно. Сейчас АНСАТ выпускается в транспортном, пассажирском, санитарном, универсальном, учебно- тренировочном исполнениях. Есть салон VIP. Для каждой из этих модификаций существует богатый набор опций, который постоянно дополняется и позволяет эксплуатанту решать различные задачи – от перевозки грузов до оказания неотложной медицинской помощи на борту вертолета.
 

 
— Какие средства были вложены предприятием в разработку машины? Получал ли завод поддержку от государства?
 
— Общий объем вложений КВЗ в разработку АНСАТа на данный момент уже превысил 80 миллионов долларов.
 
— А какие средства предприятие тратит на НИОКР в целом, и на что конкретно они идут?
 
— Деньги на НИОКР Казанский вертолетный завод выделяет ежегодно, хотя какой-то жесткой, зафиксированной суммы нет. В этом году, например, прогнозная сумма расходов предприятия на опытно-конструкторские работы по вертолетным программам АНСАТ и Ми-38 составляет более полутора миллиардов рублей. Средства идут на усовершенствование выпускаемых ныне моделей – не только АНСАТа с гидромеханической системой управления, но и Ми-38.
 
 
 
Работа над совершенствованием вертолета Ми-38 ведется в рамках госпрограммы по развитию авиационной промышленности совместно с Минпромторгом РФ. Уже подписаны первые контракты для нужд Министерства обороны РФ. Модернизация Ми-38 ведется и в интересах гражданских заказчиков. Благодаря техническим решениям Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и многим летно-техническим характеристикам. В следующем году вертолет Ми-38 сертифицируют для пассажирских перевозок, поскольку гражданские версии этой машины вызывают заметный интерес иностранных заказчиков.
 
— Возвращаясь к АНСАТу, в чем состояла основная сложность в его разработке?
 
— Прежде всего, это создание и становление опытно-конструкторского бюро, способного решать серьёзные задачи по проектированию и сертификации гражданских вертолетов.
 

 
— Сколько вертолетов АНСАТ вы произвели к настоящему времени? Для каких целей и какими ведомствами он используется?
 
— 63 машины. Основные эксплуатанты АНСАТа — летные училища, МВД, санитарная авиация, авиакомпании. Вертолет выпускается в различных модификация – «АНСАТ-У», медицинский, ВИП, пассажирский.
 
«Ми-2 покинет рынок к 2025-му году. АНСАТ подходит для его замены оптимально»
 
— Вадим Александрович, кто ваши основные конкуренты в части АНСАТа? Машины каких марок и моделей в этом классе являются самыми популярными в мире, и какие службы задействуют такие машины активнее всего?
 
— Сейчас основной конкурент АНСАТа в России – это вертолет Ми-2. Он занимает значительную долю авиационного парка по всей стране. Но модель уже устарела и неизбежно покинет рынок ориентировочно к 2025 году. Вертолет АНСАТ как раз подходит для замены Ми-2 в российском парке вертолетов благодаря более низким ценовым параметрам и эксплуатационным расходам, а также высоким потребительским качествам.
 
Если говорить об иностранных марках, то на данный момент основные конкуренты АНСАТа – это вертолеты Bell429 и EC145(Н145). За рубежом на легких вертолетах в основном выполняют грузопассажирские перевозки, но так же, как и в России, развивается санитарная авиация. АНСАТ, к слову, идеально подходит для медицинских целей. И по сравнению с зарубежными конкурентами наш вертолет дешевле в полтора раза. Например, компания из Китая заказала пять вертолетов АНСАТ на МАКС-2017. И специалистов из Китая заинтересовали именно АНСАТы в медицинском исполнении. Там сейчас расширяется использование санитарной авиации, а продукция КВЗ отвечает всем их требованиям.
 

 
— Можете ли вы оценить емкость российского вертолетного рынка в классе АНСАТа?
 
— Я думаю, мы могли бы поставить на рынок не менее 250 машин. В планах только на будущий год у нас производство порядка 30-ти АНСАТов.
 
— Казанский вертолетный завод уже получил сертификат на гражданские пассажирские перевозки?
 
— В декабре 2014 года было получено одобрение главного изменения на АНСАТ с гидромеханической системой управления (ГСМУ), позволяющее осуществлять пассажирские перевозки на данном типе воздушного судна. В мае 2015 года было получено одобрение главного изменения на модификацию вертолета АНСАТ с медицинским модулем. В декабре 2015 года была сертифицирована версия вертолета с VIP салоном. В июне 2016 года были завершены работы по увеличению взлетной массы до 3600 кг.
 
— Насколько же загружены сегодня производственные мощности предприятия?
 
— Если сравнивать с 2013-2015 гг., когда мы переживали пиковую нагрузку, то, конечно, падение есть. Причем даже не столько в объемах производства, сколько в выручке – в те годы мы до 80% продукции поставляли на экспорт.
 
В 2016-2017 гг. мы делаем порядка 60-70 вертолетов, но поскольку это в большей части гражданская продукция, то и денег предприятие зарабатывает меньше. Но ситуация постепенно стабилизируется, и уже по итогам нынешнего, 2017 года, продажи по линии гражданского рынка будут существенно расширены: если в 2016 году продажи гражданских вертолетов составляли всего 16 машин, то по итогам 2017 года мы планируем реализовать 24 вертолета для гражданской авиации России. На будущий год мы прогнозируем дальнейший рост продаж в гражданском сегменте.
 

 
— Каковы перспективы работы завода после завершения масштабной государственной программы модернизации ВПК? Что для вас сегодня приоритетнее – военная или гражданская продукция?
 
— В приоритете – увеличение доли выпуска гражданской продукции. Россия не может без активного использования вертолетов. Огромная территория, труднодоступная местность, сложные природно-климатические условия явились предпосылками для разработки широкой гаммы отечественных винтокрылых машин и накопления богатейших традиций их применения в самых различных отраслях – это нефтедобыча и разведка, сельскохозяйственная отрасль, медицина катастроф, грузовые и пассажирские перевозки, пожаротушение.
 
Холдинг «Вертолеты России» участвует в федеральной программе развития санитарной авиации, важность которой для россиян трудно переоценить. За каждым вылетом санитарной авиации — спасенные человеческие жизни. Новый вертолет АНСАТ с медицинским модулем позволяет оказывать медпомощь на еще более высоком уровне. Возвращаясь к теме наших конкурентных преимуществ, у медицинского АНСАТа их целый ряд перед аналогами в своем классе. Прежде всего – это меньшая стоимость обслуживания, обучения и ремонта. Кроме того, вертолет развивает высокую скорость и за короткое время способен добраться до места назначения. Именно такие летающие «кареты» скорые помощи необходимы нашей стране.
 

 
«Завод продолжает традиции индивидуальной целевой подготовки»
 
— Вадим Александрович, продолжаете ли вы поддержку «вертолетных классов»? Сколько их выпускников выбрали в итоге своей специальностью вертолетостроение?
 
— Конечно. «Вертолетный класс» с углубленным изучением физики и математики был создан в гимназии №8 в 2009 году по инициативе КВЗ. Дети, которые прошли обучение в этом классе, после окончания школы имеют хорошие перспективы для поступления в технические вузы, в том числе авиационного профиля. В сентябре 2014 года КВЗ, расширяя программу сотрудничества по модели «школа-вуз- предприятие», в рамках Инженерного фестиваля КНИТУ- КАИ объявил об открытии «вертолетного» класса в школе № 54 Авиастроительного района Казани.
 

 
Традиционно в «вертолетных» классах опытные педагоги готовят школьников к участию в научно-практических олимпиадах и конференциях по профильным предметам, проводят дополнительные занятия по математике и физике, организуют встречи с руководством КВЗ и заботятся о досуге подростков, приглашая их на экскурсии и другие мероприятия.
 
В этом году был первый выпуск «вертолетного» класса казанской школы №54. Десять ребят поступили в КНИТУ-КАИ на профильные специальности. Традиционно хорошие результаты показали и ученики гимназии №8. 13 выпускников специализированного физико-математического класса стали студентами авиационного вуза, в том числе и по таким специальностям, как самолето- и вертолетостроение. В нынешнем, 2017/2018 учебном году в двух школах в профильных «вертолетных» классах обучаются 100 человек.
 
— А в чем состоит ваше сотрудничество с вузами?
 
— С 2012 года совместно с КНИТУ-КАИ реализуется программа магистерской подготовки по перспективным направлениям развития служб завода — программа продолжает традиции индивидуальной целевой подготовки. В 2015 году была организованна кафедра «Вертолётостроение» в КНИТУ-КАИ.
 

 
— Вы испытываете нехватку в кадрах? Как вы поддерживаете своих молодых специалистов?
 
— Система обучения и развития в процессе управления персоналом представляет собой замкнутый цикл. На этапе планирования трудовых ресурсов – это профориентационная работа, в том числе в «вертолетных классах» гимназии №8 и школы №54, совместная работа с ВУЗами и СУЗами, в первую очередь — с КНИТУ-КАИ и МАИ, деятельность кафедры «Вертолетостроение».
 
На этапе набора и адаптации персонала отдел курирует стажировки молодых специалистов, обучает профессии вновь принятых рабочих. Далее организует обучение сотрудников предприятия по заявкам подразделения, участвует в подготовке кадрового резерва. На этапе выхода работников на пенсию отдел координирует передачу опыта и накопленных знаний, привлечение бывших сотрудников в качестве экспертов и наставников.

Новости этой же рубрики



Комментарии
Оставьте отзыв (0)


    Контакты

    • Телефон: 210-05-02
    • Адрес: Казань, Ул. Островского, 4
    Нажимая на кнопку Отправить, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных